АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ИНТЕЛЛЕКТ»
8 (499) 506-89-36
8 (499) 506-89-46
Московская область,
г. Королев, ул. Болдырева, 1
dpointellekt@mail.ru
29.08.2013. На заседании Правительства РФ одобрены законопроекты, регулирующие проведение специальной оценки условий труда

     Минтруд России подготовил проекты федеральных законов "О специальной оценке условий труда" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда". По словам министра Максима Топилина, законопроект о специальной оценке условий труда предусматривает введение единой процедуры, позволяющей объективно выявить и оценить вредные условия на конкретных рабочих местах.

     Специальная оценка условий труда предусматривает:  

     - выявление вредных производственных факторов;   

     - проведение измерений уровней указанных факторов;   

     - распределение условий труда на рабочих местах по классам (4 класса - оптимальные, допустимые, вредные, опасные).

     "Мы также предлагаем ввести процедуру декларирования работодателями соответствия условий труда требованиям законодательства, которая позволит существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, в том случае, если вредные производственные факторы на рабочих местах не выявлены", - подчеркнул Максим Топилин.

     В отношении рабочих мест, на которых по результатам спецоценки не выявлены вредные или опасные условия труда, работодателем подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение 5 лет. По окончании срока ее действия, в случае отсутствия за этот период несчастных случаев и профессиональных заболеваний у работников, срок действия декларации можно будет продлить еще на 5 лет. Результаты специальной оценки условий труда носят универсальный характер и могут использоваться для широкого спектра социально-трудовых отношений. Во-первых, это реализация принципиальных договоренностей с бизнес-сообществом и создание правового механизма, призванного экономически стимулировать работодателей к улучшению условий труда, а также полностью освободить работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов, если ими обеспечены безопасные условия труда для работников. "В зависимости от итогов специальной оценки будет устанавливаться размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд. Чем безопаснее труд, тем ниже отчисления в ПФР", - отметил министр. Во-вторых, на основании результатов спецоценки условий труда будет устанавливаться объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда: повышенный размер оплаты труда, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени. "По согласованию с работодателями и профсоюзами, на отраслевом уровне и с обязательного письменного согласия работника, ряд этих компенсаций может осуществляться в денежной форме", - рассказал Максим Топилин.

     При этом в целях защиты прав работников Трудовым кодексом РФ устанавливаются минимальные гарантированные размеры компенсаций. Также предусмотрено сохранение работникам объема предоставляемых гарантий и компенсаций, достигнутого по состоянию на декабрь 2013 года, при условии их дальнейшей занятости во вредных условиях труда.

     Законопроект предусматривает сохранение досрочного пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного страхования, но с введением нового дополнительного условия - льготная пенсия должна предоставляться тем работникам из числа указанных в списках, на чьих рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда подтверждено наличие вредных или опасных условий труда.

     Наряду с этим работникам предоставляется возможность добровольно включиться в систему негосударственного пенсионного обеспечения, создаваемую работодателем совместно с негосударственными пенсионными фондами, и формировать свои досрочные пенсионные права в рамках негосударственного пенсионного фонда. В этих целях предусмотрены соответствующие поправки в закон о негосударственных пенсионных фондах и закон о трудовых пенсиях. Законопроектами предусмотрено существенное усиление роли профсоюзов в сфере охраны труда. Им предоставлено право полноценно участвовать в процедуре специальной оценки условий труда, а также влиять на объем обоюдных прав работников и работодателей. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ в части усиления административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда. В частности, вводится повышенная административная ответственность за:

     - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;   

     - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. 

     Наиболее строгая мера ответственности для организации установлена при повторном (в течение года) нарушении требований охраны труда - штраф до 200000 рублей и административное приостановление деятельности. Кроме того, усиливается уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда, повлекшие гибель двух и более работников. Надзор за соблюдением требований закона возлагается на Роструд.   

     Все предусмотренные регламентом процедуры проведены: законопроекты прошли оценку регулирующего воздействия, правовую и антикоррупционную экспертизы Минюста России, согласованы со всеми заинтересованными федеральными органами. Законопроекты прошли общественное обсуждение на различных публичных площадках и были одобрены сторонами социального партнерства на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 26 июля 2013 года.

 

     Источник:

     официальный сайт Минтруда

     http://www.rosmintrud.ru/